Средняя группа №7

"Солнечные зайчики"

     МАДОУ №2 городского округа Сухой Лог     

Консультация для родителей "Как развивать описательную речь ребенка"

 

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Лучше обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание ребенка к окружающему.

«Как развивать описательную речь ребенка?» Специалисты по детской речи в качестве одной из важных задач развития ребенка дошкольного возраста называют формирование у него умения строить разные типы высказываний, к которым относятся описание, повествование и рассуждение. Для описания характерно наличие в начале текста общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; в середине — перечисления признаков, свойств, качеств, действий, в завершении текста — итоговой фразы, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему. Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. В дошкольном возрасте дети учатся описывать людей и животных, игрушки, предметные или сюжетные картины, собственные рисунки и их замысел, явления природы.
С описательным текстом дети могут познакомиться, например, слушая отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лесные картинки»: «Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки.
Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»
Детей шести лет можно постепенно подводить к восприятию и описанию пейзажных картин. Чтобы составить такое описание детям нужно уметь
выделять и характеризовать самое существенное в картине, замечать детали, фон, пейзаж, состояние погоды, давать описания природы. Этому способствуют и наблюдения за природными явлениями, когда взрослый обращает внимание детей на то, какое сегодня небо, какая погода, какие листья на деревьях и т. д., просит описать их. Такие вопросы побуждают детей не только выделять качества, свойства различных объектов окружающего мира, но и подбирать образные определения.
Предлагаем Вам поговорить с ребенком о картине художника Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна», а затем составить с ним свой рассказ о весне и нарисовать к нему иллюстрации.
Спросите ребенка, какое время года изобразил художник на своей картине, предложите рассмотреть ее. Что можно сказать о деревьях? О весеннем небе? Какие они? Видел ли ребенок подобное явление в жизни? #Программа_воспитания_совет_апреля_Сказка_Суходол

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Главное направления развития речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, освоении способов словообразования, взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета («мяч - это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие лова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).
Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
-неправильное произношение шипящих и сонорных звуков;
-недостаточно развитая интонационная выразительность;
-недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, не могут вязать между собой предложения и части высказывания.
Помните!
Речевой навык не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (прежде всего родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Дата последнего обновления страницы 25.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения