1. Характеристика возрастных особенностей развития детей 5 г.ж.,
характеристика контингента воспитанников группы
Всего в группе 21 ребенок, из них девочек - 6, мальчиков - 15
Сфера развития детей, виды деятельности |
Особенности развития контингента детей |
Возрастные особенности детей 4-го года жизни |
Индивидуальные особенности контингента детей 4-го года жизни |
Социально-коммуникативное развитие;
|
Общение становится внеситуативным.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.
Игры с правилами только начинают формироваться.
Начинает развиваться самооценка, но в значительной мере дети ориентируются на оценку воспитателя.
Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. |
Игра:
- сюжетно-ролевая – 80%
- театрализованная – 70%
- подвижная –67%
- дидактическая –58%
- настольно-печатная – 52%
Общение:
- коммуникативные навыки – 70%
- соблюдение правил этикета – 60%
- соблюдение моральных норм – 60%
Труд:
- самообслуживание –75%
- хозяйственно-бытовой – 60%
- труд в природе – 66 %
- отношение к труду – 60%
КБЖ:
- собственная безопасность - 77 %
- пожарная безопасность – 81%
- дорожная безопасность – 81 %
- экологическое сознание – 72% |
Познавательное развитие
|
Развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов переходят к сенсорным эталонам - культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться как в
пространстве группы, так и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. |
ФЭМП:
- количество и счет – 45%
- величина – 49%
- форма – 38%
- ориентировка в пространстве – 39%
- ориентировка во времени – 35%
Ознакомление с окружающим миром:
- предметное окружение – 69%
- социальное окружение – 58%
- природное окружение – 58%
Конструирование:
- из строительного материала – 59%
Психические процессы:
- внимание – 65%
- память – 68%
- мышление – 59%
- воображение – 40%
- мелкая моторика – 65%
- усидчивость – 68% |
Речевое развитие
|
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет, шуба — пальто — дубленка).
Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям, получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм).
Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. |
Коммуникация:
- свободное общение со взрослыми и детьми – 72%
- словарь – 73%
- связная речь – 68%
- звуковая культура речи – 40%
- грамматический строй речи – 50% |
Художественно-эстетическое развитие
|
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. |
Продуктивная деятельность:
- рисование – 47%
- лепка – 56%
- аппликация –
Музыкальное воспитание:
- слушание – 89%
- пение – 65%
- песенное творчество – 55%
- музыкально-ритмические движения – 66%
- танцевально-игровое творчество – 62%
- игра на детских музыкальных инструментах – 40% |
Физическое развитие |
Для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в тоже время идет интенсивное окостенение скелета. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться. Воспитание навыков движений прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать корпус и голову. Ходьба ребенка этого возраста сохраняет многие признаки, типичные для дошкольников: неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность ориентировки в направлении. Однако бегают дети значительно лучше, с достаточно хорошей координацией рук и ног. Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур. В процессе лазанья у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им метания: бросание мяча, шишек на дальность, в горизонтальную цель. |
Статистические данные:
- группа здоровья
1 – 4,7%
2 – 66,7%
3 –28,6%
- часто болеющие – 16%
- нарушение зрения – 14,3%
Наблюдение нефролога – 4,8%
- наблюдение у невролога – 9,5%
Наблюдение у кардиолога – 4,8%
Наблюдение у фтизиатра 4,8%
Наблюдение у аллерголога – 19%
Физическое развитие:
1 группа – 20 детей;
2 группа – 1 ребенок
Диагностические данные:
- сформированность двигательных умений и навыков по возрасту
ходьба -56%
бег – 69%
ползанье, лазанье –62%
упражнения в равновесии –50%
прыжки –54%
катание, бросание, ловля, метание –60%
ЗОЖ
Внешний вид – 69%
Мытье рук по мере загрязнения -86%
Пользование предметами личной гигиены – 75%
Навыки приема пищи –70% |
2. Характеристика индивидуальных особенностей воспитанников группы
В группе 21 ребенок: 6 девочек, 15 мальчиков. Уровень развития детей соответствует возрасту и их психофизическому развитию.
По результатам итогового мониторинга на конец младшей группы есть дети, которым требуется индивидуальный подход в соответствии с их развитием.
У 3 детей наблюдается не сформированность отдельных компонентов по образовательной области «Речевое развитие». Из них 2 ребенка будут заниматься с учителем-логопедом с этого учебного года. С детьми планируется индивидуальная работа по всем образовательным областям с учетом особенностей их развития, через использование дидактических игр, словесно – дидактических игр, личный пример педагога.
Таким образом, в программе предусматриваются условия и средства для образовательной деятельности с учетом выявленных особенностей и потребностей:
- включать в комплексы утренней, оздоровительной гимнастик после сна упражнения на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, укрепления зрения;
- использовать игровые упражнения, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, способствующие развитию речи детей;
- расширить спектр дидактических игр, направленных на развитие ориентировки в пространстве, ориентировки во времени;
- использовать специальные игровые упражнения, направленные на формирование психических процессов - усидчивости и внимания;
- для развития интереса к изобразительной деятельности, повышения активности в художественном творчестве проводить индивидуальную работу с детьми, привлекать к участию в выставках, конкурсах детского творчества;
- активнее вовлекать детей в игры с разными видами конструкторов для развития конструктивных способностей, воображения.
Приоритетными направлениями деятельности ДОУ на 2023-2024 учебный год являются:
- физическое развитие – становление ценности здорового образа жизни через активное применение здоровьесберегающих технологий, гигиеническое воспитании и развитие физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
- речевое развитие – по средствам театральной деятельности.
- познавательное развитие – обще интеллектуальное развитие детей;
В группе данные направления работы будут реализованы:
- «Физическое развитие» - будет реализовываться через системную работу, направленную на оздоровление и развитие физической активности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
– «Познавательное развитие» - обще интеллектуальное развитие через реализацию перспективного плана с использованием дидактических игр и упражнений
– «Речевое развитие» - через реализацию перспективного плана по театрализованной деятельности.
3. Образовательные программы, технологии, методики, методические,
учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения |
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2019 г |
? Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2006.
? Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
? Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
? Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М., 2007.
? Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2006.
? Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
? Комарова Т.С., Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2005. |
? Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М.,2005.
? Буре. Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М: «Мозаика-синтез», 2012.
? Н.М. Метенова Уроки вежливости - Ярославль ЯрПК, 2000.
? Н.М. Метенова Доброе утро, малыши! - Ярославль ЯрПК, 2000.
? Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем? Играем! М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
? Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра – как праздник! (Сценарии тематических игровых недель в ДОУ.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
? Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005
? Деркунская В.А., Харчевникова А.Н.. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет М.: Центр педагогического образования, 2012.
? Т.А. Шорыгина Беседы о хорошем и плохом поведении – М.: ТЦ Сфера, 2011.
? Л.М. Шипицина Азбука общения (для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2001.
? З.А. Ефанова Что такое «хорошо»? Что такое «плохо»? – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010
? Р.А. Жукова Трудовое воспитание – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. |
Методические и учебно-наглядные пособия и материалы |
? Серия картин «Кем быть?: космонавты, птичница, закройщик, парикмахер, шофер, врач, лётчики, маляр, почтальон, продавец, повар.
? Серия демонстрационных картин: «Кем быть?».
? Наглядно-дидактические пособия – рассказы по картинкам: «Профессии», «Кем быть?», «Защитники Отечества», «День Победы», «Космос».
? Демонстрационный материал: «Российская геральдика и государственные праздники», «Права ребенка», «Не играй с огнем», «Моя семья», «Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Космос».
? Дидактические карточки: «Эмоции», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения»,
«Правила противопожарной безопасности», «Безопасность в доме». |
Образовательные программы, технологии, методики, методические
и учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области
«Познавательное развитие»
Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения |
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2019 г |
? Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа. М: «Мозаика-синтез», 2015.
? Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: «Мозаика – Синтез», 2008.
? Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М: «Мозаика-Синтез», 2015.
? Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М. 2007.
? Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
? Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты для дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2004.
? Дыбина О.В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов – М.: ТЦ Сфера, 1999
? Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Организация поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2005
? Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.2004.
?Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: «Мозаика-Синтез», 2015.
? В.Абрамова.,И.Ф.Слепцова «Социально –коммуникативное развитие дошкольников» -Мозайка - Синтез,2020. |
? Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., «Просвещение», 2001
?Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. М.: АРКТИ, 2003
? Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты детском саду. – М., 2004.
? Гризик Т.И. Ребёнок познаёт мир.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.
? Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
? Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. – М.: Просвещение, 1991.
? Шорыгина Т.А. Моя семья
? Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2003.
? Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000.
? Шорыгина Т.А.Домашние животные. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2002.
? Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? – М.: «Издательство Гном и Д, 2000.
? Шорыгина Т.А. Ягоды. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 20003.
? Шорыгина Т.А.Цветы. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2002.
? Шорыгина Т.А.Профессии. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2005.
? Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2003.
? Шорыгина Т.А.Грибы. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.
? Шорыгина Т.А.Насекомые. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
? Шорыгина Т.А.Овощи. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.
? Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
? Шорыгина Т.А. Беседы о домашних и декоративных птицах - М.: ТЦ Сфера, 2008
? Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей - Ярославль: «Академия развития», 1996.
? Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей - Ярославль: «Академия развития», 1997.
?Волина В.В. Загадки от А до Я. – С.–Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997. |
Методические и учебно-наглядные пособия и материалы |
? Серия картин «Домашние животные»: собака со щенятами, кошка с котятами, свинья с поросятами, коза с козлятами, корова с телёнком, лошадь с жеребёнком, овцы с ягнятами, ослы, верблюды, северные олени, кролики, куры, утки.
? Серия картин «Дикие животные»: обезьяны, тигры, слоны, львы, белые медведи, бурые медведи, зайцы, белки, волки, лисица с лисятами, лоси, ежи.
? Серия демонстрационных картин: «Наш детский сад», «Круглый год».
? Наглядно-дидактические пособия – рассказы по картинкам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Родная природа», «Времена года», «Животные жарких стран», «Ягоды садовые»,
«Ягоды лесные», «Птицы средней полосы», «Цветы», «Животные – домашние питомцы»,
«Посуда», «Бытовая техника», «Хлеб».
? Наглядно-методические пособия: «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор»
? Демонстрационный материал: «Расскажи про детский сад», «Звери средней полосы», «Природные явления и объекты», «Зимующие и кочующие птицы», «Обитатели морей и океанов», «Овощи», «Насекомые», «Кустарники декоративные и плодовые», «Грибы», «Птицы, обитающие на территории нашей страны», «Насекомые», «Природно-климатические зоны Земли», «Части тела», «Школьные принадлежности», «У нас в школе», «Игрушки», «Транспорт», «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Народы мира», «Хлеб - всему голова», «Осень. Зима».
? Дидактические карточки: «Птицы наших лесов», «Времена года», «Насекомые», «Морские животные», «Животные наших лесов», «Фрукты», «Овощи», «Мебель», «Электробытовые приборы», «Средства передвижения», «Как устроен человек», «Посуда». |
Образовательные программы, технологии, методики, методические
и учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области
«Речевое развитие»
Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения |
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2019 г |
? Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: «Мозаика – Синтез», 2015.
? Гербова В.В. Занятия по развитию речи. Средняя группа. М.: «Мозаика-Синтез», 2015.
? Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. М.: Центр педагогического образования, 2015.
? Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома. 4-5 лет. М.: издательство Оникс, 2006. |
Дополнительная методическая литература |
? Ушакова О.С. Скажи по - другому. Речевые игры, упражнения. Самара - 1994.
? Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера, 2004.
? Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
? Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: «Мозаика-Синтез», 1999.
? Бондаренко А.К. Словесные игра в детском саду. М., Просвещение, 1977.
? Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.
? Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир, 1995.
? Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2007.
? Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011. |
Методические и учебно-наглядные пособия и материалы |
? Портреты детских писателей: Чарушин Е.И., Маршак С.Я., Есенин С.А., Бианки В.В., Носов Н.Н., Барто А.Л., Михалков С.В., Гайдар А.П., Пушкин А.С.
? Библиотека детских книг.
? Наглядно-дидактические пособия: «Развитие речи в детском саду. 3-4 лет», «Развитие речи в детском саду. 4-6 лет», «Осень. Для обогащения детского лексикона», «Зима. Для обогащения детского лексикона».
? Учебные наглядные пособия: «Развитие речи 4-6 лет
? Демонстрационный материал: «Развитие речи детей 4-5 лет. Осень-зима», «Антонимы: иллюстрации. Выпуск 2», «Времена года. Для обогащения детского лексикона», «Развитие речи в картинках: живая природа».
? Опорные картинки для пересказа текстов: выпуски 1-4. |
Образовательные программы, технологии, методики, методические и
учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения |
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2019 г |
? Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. М., 2008.
? Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М.: «МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.
? Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
? Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2006.
? Зацепина М.Б. Праздники и развлечения в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 20005.
? Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
? Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.1981.
? Радынова О.П. Слушаем музыку. – М., Просвещение, 1990. |
Цветные ладошки.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. И.А.Лыкова. Издательский дом «Карапуз», 2008. |
? Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
? Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2006.
? Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. НТ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
? Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2005.
? Петрова И.М. Волшебные полоски, ручной труд для самых маленьких. СПб.: «Детство пресс»; 2000.
? Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя группа. Ярославль: академия развития, 2006.
? Зимина М. Учимся лепить и рисовать. СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997.
? Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. – Ярославль, «Академия развития», 1998.
? Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль, «Академия развития», 2005. |
Методические и учебно-наглядные пособия и материалы |
? Альбомы по декоративно-прикладному искусству: дымковская игрушка, хохлома, городецкая роспись, гжель.
? Наглядно-дидактические пособия по народно-прикладному искусству: филимоновская народная игрушка, Каргополь – народная игрушка – изделия народных мастеров.
? Учебно-наглядные пособия: «Четыре времени года. Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании пейзажной живописи», «Мир музыкальных образов.
? Демонстрационный материал: «Музыкальные инструменты»
? Предметы декоративно-прикладного искусства;
? Репродукции картин известных художников: Саврасов А.К., Репин И.Е., Васнецов В.М., Левитан И.И., Шишкин И.И.
? Наборы конструкторов «ЛЕГО». |
Образовательные программы, технологии, методики, методические и
учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области
«Физическое развитие»
Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения |
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2019 г |
? Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. М., 2008.
? Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. М.: «МОЗАИКА - СИНТЕЗ», 2015.
? Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – м.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. |
Дополнительная методическая литература |
? Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М., 2009.
? Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
? Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.: ТЦ Сфера, 2005.
? Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.
? Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
? Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения дошкольника. – М., Просвещение, 1992.
? Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986. |
Методические и учебно-наглядные пособия и материалы |
? Демонстрационный материал: «Части тела», «Зимние виды спорта», «Тело человека».
? Учебно-дидактический материал: «Полезные советы от Зубной Феи», «Пирамида здоровья».
? Дидактические карточки: «Как устроен человек», «Спорт», «Азбука здоровья».
? Игровой дидактический материал: «Малыши-крепыши», «Валеология или здоровый малыш». |
4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников:
- с будущими родителями.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность дополняет, поддерживает и тактично направляет воспитательные действия родителей (законных представителей) воспитанников.
Достижение этих целей осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
При построении взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживаемся следующих принципов:
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
- открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
- возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
Направления работы |
Содержание |
Формы участия |
Диагностико-аналитическое |
- анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;
- анализ данных об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
- планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
- согласование воспитательных задач |
- анкетирование;
- опросы;
- социологические срезы;
- «Родительская почта»;
педагогические беседы с родителями (законными представителями);
- посещение семей на дому (по согласованию);
- День открытых дверей;
- открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей |
Просветительское |
- просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей всех возрастов;
- выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
- ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
- информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
- информирование об условиях пребывания ребёнка в группе ДОО;
- информирование о содержании и методах образовательной работы с детьми |
- информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки;
- сайт ДОО и социальные группы в сети Интернет;
- родительские собрания;
- фото, видео- презентация деятельности ДОУ;
- консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;
- совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги,
- совместные экскурсии, походы;
- выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей;
- мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности; |
Консультационное |
консультирование родителей (законных представителей):
- по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
- особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
- возникающих проблемных ситуациях; - способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому. |
- индивидуальные, подгрупповые, групповые консультации |
Управление ДОУ |
- совместная работа родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области образовании;
- обсуждение основных направлений развития ДОУ;
- координация действий родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников |
- участие в работе попечительского совета,
- участие в работе Совета родителей;
- участие в работе групповых родительских комитетов;
- участие в педагогических советах |
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка. Реализация данной темы осуществляется в процессе следующих направлений просветительской деятельности:
- информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;
- своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
- информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
- знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;
- информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое).
Педагоги активно используют воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет педагогам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
Программой предусмотрено создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, для этого предоставляются различные возможности:
- участвовать в разработке концепции, стратегии развития образовательной организации, в планировании деятельности, разработке и реализации проектов;
- высказывать свое мнение о результатах реализации программы, использования в работе с детьми материалов и пособий, обсудить прошедшие или намечаемые события и т.п.;
- пообщаться с педагогами по поводу того, что вызывает беспокойство в отношении ребенка, решить проблемные ситуации,
- обсудить прогресс и достижения ребенка, возникающие у него трудности;
- участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий с детьми в группе, образовательного учреждения;
- получать информацию о повседневных событиях и изменениях в физическом и эмоциональном состоянии ребенка;
- выполнять функции экспертов в отношении собственных детей, и активно участвовать в их образовании и развитии;
- обмениваться мнениями в социальных сетях по поводу деятельности образовательной организации, вносить предложения по улучшению.
Социальный паспорт семей воспитанников
№ |
Количественные наименования |
Кол-во |
В % |
1 |
Всего семей |
21 |
100% |
2 |
Всего родителей |
40 |
95,2% |
3 |
Количество детей в семьях:
- с одним ребенком
- с двумя детьми
- с тремя детьми
- более трех детей |
7
10
3
1 |
33,3%
47,6%
14,3%
4,8% |
4 |
Состав семьи:
- полная
- неполная
- разрушенная
- неблагополучная |
19
2
-
- |
90,5%
9,5%
-
- |
5 |
Условия проживания:
- собственное жилье
- арендуемое жилье
- проживают с родителями |
19
2
- |
90,5%
9,5%
- |
6 |
Социальное положение родителей:
- служащие
- рабочие
- инженерно-технические работники
- медицинские работники
- педагоги
- работники культуры
- работники торговли и обслуживания
- предприниматели
- безработные |
2
9
4
5
5
-
7
5
4 |
5%
22,5%
10%
12,5%
12,5%
-
17,5%
12,5%
10% |
7 |
Образование родителей:
- среднее
- среднее специальное
- высшее |
5
18
17 |
15%
45%
42,5% |
8 |
Социальная обеспеченность:
- высокообеспеченные
- среднеобеспеченные
- малоимущие |
-
14
2 |
-
90,5%
9,5 |
Участие родителей в образовательном процессе группы и ДОУ
Формы сотрудничества |
Количество |
% |
Проектная деятельность |
7 |
33,3% |
Участие в выставках |
13 |
61,9% |
Участие в конкурсах разного уровня |
5 |
23,81% |
Участие в спортивных мероприятиях |
5 |
23,81% |
Участие в акциях разного уровня |
10 |
47,62% |
Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы |
10 |
47,52% |
Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды участка |
8 |
38,1% |
Участие в государственно-общественном управлении |
2 |
9,5% |
Оценка активности родителей в образовательном процессе группы и ДОУ
Показатели |
Количество |
% |
Активные родители |
17 |
81% |
Родители выполняют разовые поручения |
8 |
38,1% |
Родители не активны, тяжело включаются |
3 |
14,3% |
|
|