1. Характеристика возрастных особенностей развития детей 6 г. ж.,
характеристика контингента воспитанников группы
Всего в группе 19 детей, из них девочек – 6, мальчиков – 13.
К шести годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
Сфера развития детей, виды деятельности |
Особенности развития контингента детей |
Возрастные особенности детей 5-го года жизни |
Индивидуальные особенности контингента детей 5-го года жизни |
Социально-коммуникативное развитие;
|
Дети начинают распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
При распределении ролей могут возникнуть конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
Действия детей становятся разнообразными.
Проявляются дружеские взаимоотношения между детьми, внимательное отношение к девочкам, умения оценивать свои поступки и поступки других людей.
Выполняют посильные трудовые поручения, чистят зубы, умываются по мере загрязнения. |
Игра:
- сюжетно-ролевая – 65%
- театрализованная – 65%
- подвижная – 88%
- дидактическая –75%
- настольно-печатная – 71%
Общение:
- коммуникативные навыки – 88%
- соблюдение правил этикета – 88%
- соблюдение моральных норм – 88%
Труд:
- самообслуживание – 100%
- хозяйственно-бытовой – 65%
- труд в природе – 65 %
- отношение к труду – 65%
КБЖ:
- собственная безопасность - 88 %
- пожарная безопасность – 88%
- дорожная безопасность – 88 %
- экологическое сознание – 75% |
Познавательное развитие
|
Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие.
Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре.
Совершенствуется словесно-логическое мышление.
Воображение детей развивается активно лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Совершенствуются восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов.. |
ФЭМП:
- количество и счет – 88%
- величина – 83%
- форма – 83%
- ориентировка в пространстве – 75%
- ориентировка во времени – 65%
Ознакомление с окружающим миром:
- предметное окружение – 83%
- социальное окружение – 83%
- природное окружение – 83%
Конструирование:
- из строительного материала – 71%
Психические процессы:
- внимание – 83%
- память – 83%
- мышление – 75%
- воображение – 50%
- мелкая моторика – 75%
- усидчивость – 65%
|
Речевое развитие
|
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети правильно воспроизводят шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи, используются практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. |
Коммуникация:
- свободное общение со взрослыми и детьми – 100%
- словарь – 88%
- связная речь – 83%
- звуковая культура речи – 53%
- грамматический строй речи – 53% |
Художественно-эстетическое развитие
|
Изобразительная деятельность детей развивается активно. Дети создают изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений). Рисунки отличаются оригинальностью композиционного решения. По рисунку можно судить с половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
В лепке создают сюжетные композиции, передают пропорции, позы и движения фигур.
В аппликации изображают предметы и создают несложные сюжетные композиции, используя разные приемы вырезания, а также обрывание.
В этом возрасте дети конструируют из бумаги, складывая её в несколько раз (до 6-ти сгибаний); из природного материала.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность.
Дети начинают различать жанры музыкальных произведений, высокие и низкие звуки, двигаются ритмично в соответствии с различным характером и динамикой музыки. |
Продуктивная деятельность:
- рисование – 75%
- лепка – 75%
- аппликация – 75%
Музыкальное воспитание:
- слушание – 100%
- пение – 83%
- песенное творчество – 71%
- музыкально-ритмические движения – 83%
- танцевально-игровое творчество – 83%
- игра на детских музыкальных инструментах – 88% |
Физическое развитие |
На этом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении ОРУ. Дети лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и в высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание. Движения детей становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Оценка движений приобретает конкретность, объективность; появляется самооценка. Дети начинают понимать красоту, грациозность движений. Они почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений для освоения движений. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. |
Статистические данные:
- группа здоровья
1 – 2 ребенка (10,5%)
2 – 9 детей (47,4%)
3 – 8 ребенка (42,1%)
- часто болеющие – 4 (21%)
- соблюдать зрительный режим – 4 (21%)%
- наблюдение у невролога – 2 (10,5%)
- наблюдение ЛОР – 1 (5%)
- наблюдение уролога – 1 (5%)
- наблюдение иммунолога – 1 (5%)
- наблюдение нефролога – 1 (5%)
- наблюдение фтизиатора-1 (5%)
- наблюдение артопеда – 2 (10,5%)
- наблюдение гастроэнтеролога -1 (5%)
Физическое развитие:
1 группа – 18 детей (95%);
2 группа – 1 ребенок (5%)
3 группа – 0
4 группа – 0
Диагностические данные:
- сформированность двигательных умений и навыков по возрасту
ходьба – 100%
бег – 83%
ползанье, лазанье –100%
упражнения в равновесии – 78%
прыжки – 77%
катание, бросание, ловля, метание –53%
ЗОЖ
Внешний вид – 100%
Мытье рук по мере загрязнения -88%
Пользование предметами личной гигиены – 88%
Навыки приема пищи – 88% |
2. Характеристика индивидуальных особенностей воспитанников группы
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ООП
В группе есть:
- 5 частоболеющих детей, с такими детьми будет систематически проводиться индивидуальная работа по освоению образовательной программы;
- 2 леворуких ребенка, что мешает на занятиях в продуктивной деятельности (аппликации, лепке), для них приобретины специальные ножницы и расссадка детей на занятие ведется с соблюдением их физическому развитию;
- 8 детей с предпосылками одаренности, работа будет проводиться через перспективный план по программе «Обучалка».
Категория типов нарушенного развития |
Часто болеющие дети (ЧБД)
Часто болеющие дети, это дети преимущественно дошкольного возраста, которые болеют различными респираторно-вирусными заболеваниями более четырёх раз в году. |
Особенности развития ребенка, препятствующие освоению образовательной программы |
Часто болеющих детей относят к группе риска на основании случаев заболеваемости острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ):
· дети до года - четыре и более заболеваний в год;
· от года до трёх лет – восемь и более заболеваний в год;
· от четырёх до пяти лет – четыре-шесть и более заболеваний в год;
· старше пяти лет – четыре-шесть и более заболеваний в год.
В таких случаях врачи указывают на снижение у ребёнка иммунитета, формирования у него хронических воспалительных очагов, и как следствие это приводит к нарушениям физического и нервно-психического развития дошкольников.
Принято считать, часто болеющих детей специфическим возрастным феноменом. |
Формы, методы, приемы
работы с детьми |
Рациональный оздоровительный режим с применением оздоровительных методик:
· дыхательная гимнастика, общеукрепляющая зарядка с элементами ЛФК;
· закаливание, витаминизация;
· пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж (лицевой, ладонный, аурикулярный, волосистой части головы, плантарный и другие);
· психогимнастика;
· логоритмика;
· озонирование внутренних помещений (люстра Чижевского), проветривание, кварцевание;
устранение аллергоисточников (организация индивидуального питания, исключение пухоперовых и шерстяных одеял, подушек, ковров). |
Организация развивающей
предметно-пространственной
среды |
Наличие в групповом помещении уголка здоровья, массажных дорожек с различными раздражителями, су-джок, люстры Чижевского, лампы для кварцевания, оборудования для проведения закаливающий процедур.
Рекомендуется наличие в ДОУ лекотеки, организация «гостевых групп», групп кратковременного пребывания «Особый ребёнок» (с разумным дозированием времени пребывания). |
Специфика планируемого результата |
· определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих;
· называет и показывает, что именно болит (какая часть тела, орган);
· различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их, выбирает одежду и обувь соответствующие погоде, состоянию своего здоровья;
· владеет культурно-гигиеническими навыками, в том числе при работе за столом или с книгой, с рисунком, поделкой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, контроль своей осанки), самостоятельно выполняет гигиенические процедуры и правила здорового образа жизни. |
Категория типов нарушенного развития |
Леворукие дети
Леворукость – это предпочтение и активное пользование левой рукой. Леворукость может быть временным признаком, часто её смешивают с истинным левшеством, при котором у человека наблюдаются совершенно иное распределение функций между полушариями мозга. |
Особенности развития ребенка, препятствующие освоению образовательной программы |
Для леворуких детей характерно проявление следующих характеристик:
· сниженная способность зрительно-двигательной координации (дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения, с трудом удерживают строчку на письме, часто впоследствии имеют плохой почерк, медленный темп письма);
· недостатки пространственного восприятия зрительной памяти (ошибки при расположении предметов в пространстве, зеркальное расположение графических элементов);
· слабость внимания (трудности переключения и концентрации внимания), повышенная утомляемость и как следствие – сниженная работоспособность;
· дети склонны к робости, неуверенности, подвержены страхам, быстрой смене настроения, при этом они более эмоциональны, чем их сверстники;
· речевые нарушения (ошибки звукобуквенного анализа, замедленный темп овладения чтением).
Важно помнить о том, что леворукость – это индивидуальный вариант нормы. |
Формы, методы, приемы
работы с детьми |
Работа с леворукими детьми должна выстраиваться с учётом двух аспектов:
· общеукрепляющие действия, направленные на полноценное развитие мозга – регулярная двигательная активность, закаливание (стимулирование развития мышц усиливает мозговую активность);
· целенаправленные мероприятия по освоению конкретного навыка.
Важными условиями становятся положительное отношение к леворукости и правильная организация рабочего мета (источник света находится справа, расположение листа бумаги, тетради). Рекомендуется развитие пространственного мышления, зрительно-моторной координации, соматогнозиса, предупреждение переутомления, развитие эмоционального интеллекта.
· В работе эффективны имитационные развивающие игры, психогимнастика (выражение своего эмоционального состояния в рисунке, в движении), ауторелаксация. |
Организация развивающей
предметно-пространственной
среды |
· Составляющей развивающей предметно-пространственной среды, в которой воспитывается леворукий ребёнок должны стать пособия для формирования:
· пространственных ориентировок и сенсомоторных процессов: геометрические фигуры, кубики, карточки, конструктор («LEGO» и другие), «Волшебные мешочки» (с предметами различной формы, размера и цвета – пуговицы, ракушки, мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов» и так далее), модели, схемы, обводки, трафареты, контуры, мячи;
· эмоциональной сферы: дидактические, сюжетно-ролевые игры, «Уголок уединения» и так далее. |
Специфика планируемого результата
|
· У детей на достаточном уровне сформированы зрительно-моторные координации, зрительное восприятие память;
· правильно сидеть, держать карандаш и ручку, дифференцировать строчку, уверенно выполнять различные графические элементы;
· у детей сформировано положительное отношение к графическим упражнениям, письму, к учебной деятельности в целом; на фоне общей нормализации эмоционального состояния, дети могут трансформировать полученные навыки саморегуляции в личный опыт. |
Категория типов нарушенного развития |
Одаренные дети
Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей. |
Особенности развития ребенка, препятствующие освоению образовательной программы |
Одарённые дети, демонстрируя выдающиеся способности в какой-либо одной области, иногда могут ничем не отличаться во всех отношениях от своих сверстников.
Одарённость, как правило, охватывает довольно широкий спектр индивидуально-психологических особенностей:
· в познавательной деятельности – повышенная любознательность, активная исследовательская деятельность окружающего мира, установление причинно-следственных связей. Для таких детей характерна быстрая передача нейронной информации на фоне повышенной биохимической и электрической активности мозга. Такие дети имеют отличную память, умение пользоваться накопленными знаниями, высокие способности к классификации;
· раннее речевое развитие обуславливает у одарённых детей абстрактное мышление, умение строить сложные синтаксические конструкции, ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари, энциклопедии, имеют яркое воображение, высокоразвитую фантазию;
· в сфере психосоциального развития одарённым детям свойственно рано сформировавшееся чувство справедливости, установление высоких требований к себе и окружающим, хорошее чувство юмора, иронии;
· в области физических данных для одарённых детей характерен очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна, особенно дневного.
Выделяют виды детской одарённости:
· художественная одарённость;
· общая интеллектуальная и академическая одарённость;
· творческая одарённость;
· социальная одарённость. |
Формы, методы, приемы
работы с детьми |
Основная стратегия в работе с одарёнными детьми строится с позиций развития их внутреннего деятельностного потенциала, поддержки потребностей в исследовательской и поисковой активности, грамотном сочетании принципов ускорения, углубления, обогащения и проблематизации.
Наиболее эффективными являются методы работы:
· исследовательский;
· частично-поисковый;
· проблемный;
· проективный.
Оптимальными являются следующие формы работы – творческие задания, разноуровневые задания, словесные игры и забавы, ребусы, кроссворды, изографы, своеобразные научно-исследовательские проекты, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы, викторины, ролевые игры, индивидуальные творческие задания.
Эффективно использование ИКТ. |
Организация развивающей
предметно-пространственной
среды |
ППС должна обеспечивать самую разнообразную деятельность одарённого ребёнка и отвечать следующим параметрам:
· иметь высокую степень неопределённости, стимулирующей поиск собственных ориентиров и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты;
· обогащать предметно-информационную среду материальными и информационными ресурсами, обеспечивать доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность их любого использования;
· активизировать трансформационные возможности;
· обеспечивать гибкость в использовании времени, средств и материалов, с предоставлением возможности самостоятельно ставить задачи, выбирать время, последовательность, способы её решения;
· сочетать индивидуальную игровую и исследовательскую деятельность с её коллективными формами. |
Специфика планируемого результата |
· экспериментирует с предметами и их свойствами, новыми материалами, преобразовывает их;
· использует формы умственного и социального экспериментирования (при решении проблемных ситуаций, анализе литературных произведений, сопоставлении собственных высказываний, событий социума и так далее);
· использует обобщённые способы анализа условий задачи и их соотнесение с конечной целью;
· проявляет творчество в поиске оригинальных решений. |
В группе 19 детей: 6 девочек, 13 мальчиков. Уровень развития детей соответствует возрасту и их психофизическому развитию. По итогам мониторинга на конец средней группы, 3 ребенка осваивают программный материал на высоком уровне (Тимофей, Елисей, Марк), еще 5 детей на высоком уровне осваивают программный материал в отдельных образовательных областях (Ярослав Б., София, Ева, Илья, Варвара.).
По результатам прохождения логопедической комиссии с 8 детьми будет проводить индивидуальные занятия учитель-логопед.
Таким образом, в программе предусматриваются условия и средства для образовательной деятельности с учетом выявленных особенностей и потребностей:
- включать в комплексы утренней, оздоровительной гимнастик после сна упражнения на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, укрепления зрения;
- использовать игровые упражнения, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, способствующие развитию речи детей;
- расширить спектр дидактических игр, направленных на развитие ориентировки в пространстве, ориентировки во времени;
- использовать специальные игровые упражнения, направленные на формирование психических процессов - усидчивости и внимания;
- для развития интереса к изобразительной деятельности, повышения активности в художественном творчестве проводить индивидуальную работу с детьми, привлекать к участию в выставках, конкурсах детского творчества;
- активнее вовлекать детей в игры с разными видами конструкторов для развития конструктивных способностей, воображения.
Приоритетными направлениями деятельности ДОУ на 2024-2025 учебный год являются:
- ОО «Познавательное развитие» - развитие познавательных способностей и элементов логического мышления;
- ОО «Речевое развитие» - развитие творческих и речевых способностей детей;
- ОО « Художественно – эстетическое развитие» – развитие творческих способностей и воображения;
- ОО «Физическое развитие» - спортивно-оздоровительное.
В группе данные направления работы будут реализованы:
- общеинтеллектуальное развитие через использование дидактических игр и упражнений в рабочих тетрадях Е. Колесниковой.
- речевое развитие через чтение художественной литературы с последующим обсуждением (перспективный план «Школа юного книголюба»)
- развитие творческих способностей и воображения будет реализовываться через перспективный план "Умелые ручки".
- физическое развитие через систему работы, направленную на оздоровление и развитие физической активности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей, и перспективный план «Юный турист» с привлечением родителей с детьми для совместных пеших прогулок и походов.
3. Образовательные программы, технологии, методики, методические,
учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения |
От рождения до школы. Инновационная программа программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. |
? Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2006.
? Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
? Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
? Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М., 2007.
? Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2006.
? Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
? Комарова Т.С., Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2005.
? Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М.,2005.
? Буре. Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М: «Мозаика-синтез», 2012.
? Н.М. Метенова Уроки вежливости - Ярославль ЯрПК, 2000.
? Н.М. Метенова Доброе утро, малыши! - Ярославль ЯрПК, 2000.
? Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем? Играем! М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
? Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра – как праздник! (Сценарии тематических игровых недель в ДОУ.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
? Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005
? Деркунская В.А., Харчевникова А.Н.. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет М.: Центр педагогического образования, 2012.
? Т.А. Шорыгина Беседы о хорошем и плохом поведении – М.: ТЦ Сфера, 2011.
? Л.М. Шипицина Азбука общения (для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2001.
? З.А. Ефанова Что такое «хорошо»? Что такое «плохо»? – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010
? Р.А. Жукова Трудовое воспитание – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. |
Методические и учебно-наглядные пособия и материалы |
? Серия картин «Кем быть?: космонавты, птичница, закройщик, парикмахер, шофер, врач, лётчики, маляр, почтальон, продавец, повар.
? Серия демонстрационных картин: «Кем быть?».
? Наглядно-дидактические пособия – рассказы по картинкам: «Профессии», «Кем быть?», «Защитники Отечества», «День Победы», «Космос».
? Демонстрационный материал: «Российская геральдика и государственные праздники», «Права ребенка», «Не играй с огнем», «Моя семья», «Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Космос».
? Дидактические карточки: «Эмоции», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения»,
«Правила противопожарной безопасности», «Безопасность в доме». |
Образовательные программы, технологии, методики, методические
и учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области
«Познавательное развитие»
Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения |
От рождения до школы. Инновационная программа программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. |
? Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа. М: «Мозаика-синтез», 2015.
? Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: «Мозаика – Синтез», 2008.
? Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М: «Мозаика-Синтез», 2015.
? Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М. 2007.
? Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
? Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты для дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2004.
? Дыбина О.В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов – М.: ТЦ Сфера, 1999
? Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Организация поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2005
? Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.2004.
?Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: «Мозаика-Синтез», 2015.
? В.Абрамова.,И.Ф.Слепцова «Социально –коммуникативное развитие дошкольников» -Мозайка - Синтез,2020. |
? Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., «Просвещение», 2001
?Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. М.: АРКТИ, 2003
? Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты детском саду. – М., 2004.
? Гризик Т.И. Ребёнок познаёт мир.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.
? Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
? Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. – М.: Просвещение, 1991.
? Шорыгина Т.А. Моя семья
? Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2003.
? Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000.
? Шорыгина Т.А.Домашние животные. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2002.
? Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? – М.: «Издательство Гном и Д, 2000.
? Шорыгина Т.А. Ягоды. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 20003.
? Шорыгина Т.А.Цветы. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2002.
? Шорыгина Т.А.Профессии. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2005.
? Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2003.
? Шорыгина Т.А.Грибы. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.
? Шорыгина Т.А.Насекомые. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
? Шорыгина Т.А.Овощи. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.
? Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
? Шорыгина Т.А. Беседы о домашних и декоративных птицах - М.: ТЦ Сфера, 2008
? Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей - Ярославль: «Академия развития», 1996.
? Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей - Ярославль: «Академия развития», 1997.
?Волина В.В. Загадки от А до Я. – С.–Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997. |
Методические и учебно-наглядные пособия и материалы |
? Серия картин «Домашние животные»: собака со щенятами, кошка с котятами, свинья с поросятами, коза с козлятами, корова с телёнком, лошадь с жеребёнком, овцы с ягнятами, ослы, верблюды, северные олени, кролики, куры, утки.
? Серия картин «Дикие животные»: обезьяны, тигры, слоны, львы, белые медведи, бурые медведи, зайцы, белки, волки, лисица с лисятами, лоси, ежи.
? Серия демонстрационных картин: «Наш детский сад», «Круглый год».
? Наглядно-дидактические пособия – рассказы по картинкам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Родная природа», «Времена года», «Животные жарких стран», «Ягоды садовые»,
«Ягоды лесные», «Птицы средней полосы», «Цветы», «Животные – домашние питомцы»,
«Посуда», «Бытовая техника», «Хлеб».
? Наглядно-методические пособия: «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор»
? Демонстрационный материал: «Расскажи про детский сад», «Звери средней полосы», «Природные явления и объекты», «Зимующие и кочующие птицы», «Обитатели морей и океанов», «Овощи», «Насекомые», «Кустарники декоративные и плодовые», «Грибы», «Птицы, обитающие на территории нашей страны», «Насекомые», «Природно-климатические зоны Земли», «Части тела», «Школьные принадлежности», «У нас в школе», «Игрушки», «Транспорт», «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Народы мира», «Хлеб - всему голова», «Осень. Зима».
? Дидактические карточки: «Птицы наших лесов», «Времена года», «Насекомые», «Морские животные», «Животные наших лесов», «Фрукты», «Овощи», «Мебель», «Электробытовые приборы», «Средства передвижения», «Как устроен человек», «Посуда». |
Образовательные программы, технологии, методики, методические
и учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области
«Речевое развитие»
Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения |
От рождения до школы. Инновационная программа программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. |
? Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: «Мозаика – Синтез», 2015.
? Гербова В.В. Занятия по развитию речи. Средняя группа. М.: «Мозаика-Синтез», 2015.
? Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. М.: Центр педагогического образования, 2015.
? Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома. 4-5 лет. М.: издательство Оникс, 2006. |
Дополнительная методическая литература |
? Ушакова О.С. Скажи по - другому. Речевые игры, упражнения. Самара - 1994.
? Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера, 2004.
? Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
? Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: «Мозаика-Синтез», 1999.
? Бондаренко А.К. Словесные игра в детском саду. М., Просвещение, 1977.
? Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.
? Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир, 1995.
? Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2007.
? Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011. |
Методические и учебно-наглядные пособия и материалы |
? Портреты детских писателей: Чарушин Е.И., Маршак С.Я., Есенин С.А., Бианки В.В., Носов Н.Н., Барто А.Л., Михалков С.В., Гайдар А.П., Пушкин А.С.
? Библиотека детских книг.
? Наглядно-дидактические пособия: «Развитие речи в детском саду. 3-4 лет», «Развитие речи в детском саду. 4-6 лет», «Осень. Для обогащения детского лексикона», «Зима. Для обогащения детского лексикона».
? Учебные наглядные пособия: «Развитие речи 4-6 лет
? Демонстрационный материал: «Развитие речи детей 4-5 лет. Осень-зима», «Антонимы: иллюстрации. Выпуск 2», «Времена года. Для обогащения детского лексикона», «Развитие речи в картинках: живая природа».
? Опорные картинки для пересказа текстов: выпуски 1-4. |
Образовательные программы, технологии, методики, методические и
учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения |
От рождения до школы. Инновационная программа программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. |
? Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. М., 2008.
? Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М.: «МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.
? Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
? Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2006.
? Зацепина М.Б. Праздники и развлечения в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 20005.
? Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
? Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.1981.
? Радынова О.П. Слушаем музыку. – М., Просвещение, 1990. |
Цветные ладошки.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. И.А.Лыкова. Издательский дом «Карапуз», 2008. |
? Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
? Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2006.
? Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. НТ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
? Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2005.
? Петрова И.М. Волшебные полоски, ручной труд для самых маленьких. СПб.: «Детство пресс»; 2000.
? Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя группа. Ярославль: академия развития, 2006.
? Зимина М. Учимся лепить и рисовать. СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997.
? Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. – Ярославль, «Академия развития», 1998.
? Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль, «Академия развития», 2005. |
Методические и учебно-наглядные пособия и материалы |
? Альбомы по декоративно-прикладному искусству: дымковская игрушка, хохлома, городецкая роспись, гжель.
? Наглядно-дидактические пособия по народно-прикладному искусству: филимоновская народная игрушка, Каргополь – народная игрушка – изделия народных мастеров.
? Учебно-наглядные пособия: «Четыре времени года. Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании пейзажной живописи», «Мир музыкальных образов.
? Демонстрационный материал: «Музыкальные инструменты»
? Предметы декоративно-прикладного искусства;
? Репродукции картин известных художников: Саврасов А.К., Репин И.Е., Васнецов В.М., Левитан И.И., Шишкин И.И.
? Наборы конструкторов «ЛЕГО». |
Образовательные программы, технологии, методики, методические и
учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области
«Физическое развитие»
Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения |
От рождения до школы. Инновационная программа программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. |
? Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. М., 2008.
? Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. М.: «МОЗАИКА - СИНТЕЗ», 2015.
? Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – м.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. |
Дополнительная методическая литература |
? Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М., 2009.
? Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
? Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.: ТЦ Сфера, 2005.
? Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.
? Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
? Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения дошкольника. – М., Просвещение, 1992.
? Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986. |
Методические и учебно-наглядные пособия и материалы |
? Демонстрационный материал: «Части тела», «Зимние виды спорта», «Тело человека».
? Учебно-дидактический материал: «Полезные советы от Зубной Феи», «Пирамида здоровья».
? Дидактические карточки: «Как устроен человек», «Спорт», «Азбука здоровья».
? Игровой дидактический материал: «Малыши-крепыши», «Валеология или здоровый малыш». |
4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников:
- с будущими родителями.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность дополняет, поддерживает и тактично направляет воспитательные действия родителей (законных представителей) воспитанников.
Достижение этих целей осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
При построении взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживаемся следующих принципов:
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
- открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
- возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
Направления работы |
Содержание |
Формы участия |
Диагностико-аналитическое |
- анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;
- анализ данных об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
- планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
- согласование воспитательных задач |
- анкетирование;
- опросы;
- социологические срезы;
- «Родительская почта»;
педагогические беседы с родителями (законными представителями);
- посещение семей на дому (по согласованию);
- День открытых дверей;
- открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей |
Просветительское |
- просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей всех возрастов;
- выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
- ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
- информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
- информирование об условиях пребывания ребёнка в группе ДОО;
- информирование о содержании и методах образовательной работы с детьми |
- информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки;
- сайт ДОО и социальные группы в сети Интернет;
- родительские собрания;
- фото, видео- презентация деятельности ДОУ;
- консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;
- совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги,
- совместные экскурсии, походы;
- выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей;
- мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности; |
Консультационное |
консультирование родителей (законных представителей):
- по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
- особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
- возникающих проблемных ситуациях; - способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому. |
- индивидуальные, подгрупповые, групповые консультации |
Управление ДОУ |
- совместная работа родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области образовании;
- обсуждение основных направлений развития ДОУ;
- координация действий родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников |
- участие в работе попечительского совета,
- участие в работе Совета родителей;
- участие в работе групповых родительских комитетов;
- участие в педагогических советах |
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка. Реализация данной темы осуществляется в процессе следующих направлений просветительской деятельности:
- информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;
- своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
- информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
- знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;
- информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое).
Педагоги активно используют воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет педагогам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
Программой предусмотрено создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, для этого предоставляются различные возможности:
- участвовать в разработке концепции, стратегии развития образовательной организации, в планировании деятельности, разработке и реализации проектов;
- высказывать свое мнение о результатах реализации программы, использования в работе с детьми материалов и пособий, обсудить прошедшие или намечаемые события и т.п.;
- пообщаться с педагогами по поводу того, что вызывает беспокойство в отношении ребенка, решить проблемные ситуации,
- обсудить прогресс и достижения ребенка, возникающие у него трудности;
- участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий с детьми в группе, образовательного учреждения;
- получать информацию о повседневных событиях и изменениях в физическом и эмоциональном состоянии ребенка;
- выполнять функции экспертов в отношении собственных детей, и активно участвовать в их образовании и развитии;
- обмениваться мнениями в социальных сетях по поводу деятельности образовательной организации, вносить предложения по улучшению.
Социальный паспорт семей воспитанников
№ |
Количественные наименования |
Кол-во |
В % |
1 |
Всего семей |
19 |
100% |
2 |
Всего родителей |
35 |
92% |
3 |
Количество детей в семьях:
- с одним ребенком
- с двумя детьми
- с тремя детьми
- более трех детей |
6
7
5
1 |
31,6%
36,8%
26,3%
5,3% |
4 |
Состав семьи:
- полная
- неполная
- разрушенная
- неблагополучная |
14
3
2
- |
74%
16%
10%
- |
5 |
Условия проживания:
- собственное жилье
- арендуемое жилье
- проживают с родителями |
17
2
- |
89,5%
10,5%
- |
6 |
Социальное положение родителей:
- служащие
- рабочие
- инженерно-технические работники
- медицинские работники
- педагоги
- работники культуры
- работники торговли и обслуживания
- предприниматели
- безработные |
4
10
3
6
4
-
2
4
2 |
11,4%
28,6%
8,6%
17,1%
11,4%
-
5,7%%
11,4%
5,7% |
7 |
Образование родителей:
- среднее
- среднее специальное
- высшее |
3
17
15 |
8,6%
48,6%
42,8% |
8 |
Социальная обеспеченность:
- высокообеспеченные
- среднеобеспеченные
- малоимущие |
18
1 |
94,7%
5,3% |
Участие родителей в образовательном процессе группы и ДОУ
Формы сотрудничества |
Количество |
% |
Проектная деятельность |
7 |
35% |
Участие в выставках |
13 |
65% |
Участие в конкурсах разного уровня |
11 |
55% |
Участие в спортивных мероприятиях |
- |
- |
Участие родителей в исполнении ролей на праздниках |
- |
- |
Участие в акциях разного уровня |
19 |
100% |
Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы |
15 |
75% |
Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды участка |
15 |
75% |
Участие в государственно-общественном управлении |
2 |
6% |
Оценка активности родителей в образовательном процессе группы и ДОУ
Показатели |
Количество |
% |
Активные родители |
19 |
100% |
Родители выполняют разовые поручения |
11 |
31% |
Родители не активны, тяжело включаются |
8 |
23% |
|
|