Средняя группа №7

"Солнечные зайчики"

     МАДОУ №2 городского округа Сухой Лог     

Краткая презентация рабочей программы

для детей 5 года жизни.

 

  

1. Характеристика возрастных особенностей развития детей 5 г.ж.,

 характеристика контингента воспитанников группы

 

Всего в группе 21 ребенок, из них девочек - 6, мальчиков - 15

 

Сфера развития детей, виды деятельности

Особенности развития контингента детей

Возрастные особенности детей 4-го года жизни

Индивидуальные особенности контингента детей 4-го года жизни

Социально-коммуникативное развитие;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение становится внеситуативным.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.

Игры с правилами только начинают формироваться.

Начинает развиваться самооценка, но в значительной мере дети ориентируются на оценку воспитателя.

Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Игра:

- сюжетно-ролевая – 80%

- театрализованная – 70%

- подвижная –67%

- дидактическая –58%

- настольно-печатная – 52%

Общение:

- коммуникативные навыки – 70%

- соблюдение правил этикета – 60%

- соблюдение моральных норм – 60%

Труд:

- самообслуживание –75%

- хозяйственно-бытовой – 60%

- труд в природе – 66 %

- отношение к труду – 60%

КБЖ:

- собственная безопасность - 77 %

- пожарная безопасность – 81%

- дорожная безопасность – 81 %

- экологическое сознание – 72%

Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов переходят к сенсорным эталонам - культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться как в

пространстве группы, так и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре.

ФЭМП:

- количество и счет – 45%

- величина – 49%

- форма – 38%

- ориентировка в пространстве – 39%

- ориентировка во времени – 35%

Ознакомление с окружающим миром:

- предметное окружение – 69%

- социальное окружение – 58%

- природное окружение – 58%

Конструирование:

- из строительного материала – 59%

Психические процессы:

- внимание – 65%

- память – 68%

- мышление – 59%

- воображение – 40%

- мелкая моторика – 65%

- усидчивость – 68%

Речевое развитие

 

 

 

 

 

 

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет, шуба — пальто — дубленка).

Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, ме­бель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям, получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм).

Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не  перебивая говорящего взрослого.

Коммуникация:

- свободное общение со взрослыми и детьми – 72%

- словарь – 73%

- связная речь – 68%

- звуковая культура речи – 40%

- грамматический строй речи – 50%

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Продуктивная деятельность:

- рисование – 47%

- лепка – 56%

- аппликация –

Музыкальное воспитание:

- слушание – 89%

- пение – 65%

- песенное творчество – 55%

- музыкально-ритмические движения – 66%

- танцевально-игровое творчество – 62%

- игра на детских музыкальных инструментах – 40%

Физическое развитие

Для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в тоже время идет интенсивное окостенение скелета. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться. Воспитание навыков движений прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать корпус и голову. Ходьба ребенка этого возраста сохраняет многие признаки, типичные для дошкольников: неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность ориентировки в направлении. Однако бегают дети значительно лучше, с достаточно хорошей координацией рук и ног. Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур. В процессе лазанья у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им метания: бросание мяча, шишек на дальность, в горизонтальную цель.

Статистические данные:

- группа здоровья

1 – 4,7%

2 – 66,7%

3 –28,6%

- часто болеющие – 16%

- нарушение зрения – 14,3%

Наблюдение нефролога – 4,8%

- наблюдение у невролога – 9,5%

Наблюдение у кардиолога – 4,8%

Наблюдение у фтизиатра 4,8%

Наблюдение у аллерголога – 19%

Физическое развитие:

1 группа – 20 детей;

2 группа – 1 ребенок

Диагностические данные:

- сформированность двигательных умений и навыков по возрасту

ходьба -56%

бег – 69%

ползанье, лазанье –62%

упражнения в равновесии –50%

прыжки –54%

катание, бросание, ловля, метание –60%

ЗОЖ

Внешний вид – 69%

Мытье рук по мере загрязнения -86%

Пользование предметами личной гигиены – 75%

Навыки приема пищи –70%

 

2. Характеристика индивидуальных особенностей воспитанников группы

 

В группе 21 ребенок: 6 девочек, 15 мальчиков. Уровень развития детей соответствует возрасту и их психофизическому развитию.

По результатам итогового мониторинга на конец младшей группы есть дети, которым требуется индивидуальный подход в соответствии с их развитием.

У 3 детей наблюдается не сформированность отдельных компонентов по образовательной области «Речевое развитие». Из них 2 ребенка будут заниматься с учителем-логопедом с этого учебного года. С детьми планируется индивидуальная работа по всем образовательным областям с учетом особенностей их развития, через использование дидактических игр, словесно – дидактических игр, личный пример педагога.

Таким образом, в программе предусматриваются условия и средства для образовательной деятельности с учетом выявленных особенностей и потребностей:

- включать в комплексы утренней, оздоровительной гимнастик после сна упражнения на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, укрепления зрения;

- использовать игровые упражнения, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, способствующие развитию речи детей;

- расширить спектр дидактических игр, направленных на развитие ориентировки в пространстве, ориентировки во времени;

- использовать специальные игровые упражнения, направленные на формирование психических процессов - усидчивости и внимания;

- для развития интереса к изобразительной деятельности, повышения активности в художественном творчестве проводить индивидуальную работу с детьми, привлекать к участию в выставках, конкурсах детского творчества;

- активнее вовлекать детей в игры с разными видами конструкторов для развития конструктивных способностей, воображения.

 

Приоритетными направлениями деятельности ДОУ на 2023-2024 учебный год являются:

- физическое развитие – становление ценности здорового образа жизни через активное применение здоровьесберегающих технологий, гигиеническое воспитании и развитие физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;

- речевое развитие – по средствам театральной деятельности.

- познавательное развитие – обще интеллектуальное развитие детей;

 

В группе данные направления работы будут реализованы:

- «Физическое развитие» - будет реализовываться через системную работу, направленную на оздоровление и развитие физической активности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

«Познавательное развитие» - обще интеллектуальное развитие через реализацию перспективного плана с использованием дидактических игр и упражнений

«Речевое развитие» - через реализацию перспективного плана по театрализованной деятельности.

 

3. Образовательные программы, технологии, методики, методические,

учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

 

 

Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2019 г

? Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2006.

? Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

? Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

? Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М., 2007.

? Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2006.

? Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

? Комарова Т.С., Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2005.

? Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М.,2005.

? Буре. Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М: «Мозаика-синтез», 2012.

? Н.М. Метенова Уроки вежливости - Ярославль ЯрПК, 2000.

? Н.М. Метенова Доброе утро, малыши! - Ярославль ЯрПК, 2000.

? Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем? Играем! М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

? Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра – как праздник! (Сценарии тематических игровых недель в ДОУ.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

? Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005

? Деркунская В.А., Харчевникова А.Н.. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет М.: Центр педагогического образования, 2012.

? Т.А. Шорыгина Беседы о хорошем и плохом поведении – М.: ТЦ Сфера, 2011.

? Л.М. Шипицина Азбука общения (для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2001.

? З.А. Ефанова Что такое «хорошо»? Что такое «плохо»? – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010

? Р.А. Жукова Трудовое воспитание – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

Методические и учебно-наглядные пособия и материалы

? Серия картин «Кем быть?: космонавты, птичница, закройщик, парикмахер, шофер, врач, лётчики, маляр, почтальон, продавец, повар.

? Серия демонстрационных картин: «Кем быть?».

? Наглядно-дидактические пособия – рассказы по картинкам: «Профессии», «Кем быть?»,   «Защитники Отечества», «День Победы», «Космос».

? Демонстрационный материал: «Российская геральдика и государственные праздники», «Права ребенка», «Не играй с огнем», «Моя семья», «Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Космос».

? Дидактические карточки: «Эмоции», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения»,

«Правила противопожарной безопасности», «Безопасность в доме».

 

 Образовательные программы, технологии, методики, методические

и учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области

«Познавательное развитие»

 

Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2019 г

? Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа. М: «Мозаика-синтез», 2015.

? Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: «Мозаика – Синтез», 2008.

? Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М: «Мозаика-Синтез», 2015.

? Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М. 2007.

? Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.

? Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты для дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2004.

? Дыбина О.В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов – М.: ТЦ Сфера, 1999

? Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Организация поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2005

? Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.2004.

?Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: «Мозаика-Синтез», 2015.

? В.Абрамова.,И.Ф.Слепцова «Социально –коммуникативное развитие дошкольников» -Мозайка - Синтез,2020.

? Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., «Просвещение», 2001

?Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. М.: АРКТИ, 2003

? Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты  детском саду. – М., 2004.

? Гризик Т.И. Ребёнок познаёт мир.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.

? Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

? Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. – М.: Просвещение, 1991.

? Шорыгина Т.А. Моя семья

? Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2003.

? Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000.

? Шорыгина Т.А.Домашние животные. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2002.

? Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? – М.: «Издательство Гном и Д, 2000.

? Шорыгина Т.А. Ягоды. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 20003.

? Шорыгина Т.А.Цветы. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2002.

? Шорыгина Т.А.Профессии. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2005.

? Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2003.

? Шорыгина Т.А.Грибы. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

? Шорыгина Т.А.Насекомые. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.

? Шорыгина Т.А.Овощи. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

? Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2001.

? Шорыгина Т.А. Беседы о домашних и декоративных птицах - М.: ТЦ Сфера, 2008

? Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей  - Ярославль: «Академия развития», 1996.

? Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей  - Ярославль: «Академия развития», 1997.

?Волина В.В. Загадки от А до Я. – С.–Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.

Методические и учебно-наглядные пособия и материалы

? Серия картин «Домашние животные»: собака со щенятами, кошка с котятами, свинья с поросятами, коза с козлятами, корова с телёнком, лошадь с жеребёнком, овцы с ягнятами, ослы, верблюды, северные олени, кролики, куры, утки.

? Серия картин «Дикие животные»: обезьяны, тигры, слоны, львы, белые медведи, бурые медведи, зайцы,  белки, волки, лисица с лисятами, лоси, ежи.

? Серия демонстрационных картин: «Наш детский сад», «Круглый год».

? Наглядно-дидактические пособия – рассказы по картинкам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Родная природа», «Времена года», «Животные жарких стран», «Ягоды садовые»,

«Ягоды лесные», «Птицы средней полосы», «Цветы», «Животные – домашние питомцы»,

«Посуда», «Бытовая техника», «Хлеб».

? Наглядно-методические пособия: «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор»

? Демонстрационный материал: «Расскажи про детский сад», «Звери средней полосы», «Природные явления и объекты», «Зимующие и кочующие птицы», «Обитатели морей и океанов», «Овощи», «Насекомые», «Кустарники декоративные и плодовые», «Грибы», «Птицы, обитающие на территории нашей страны», «Насекомые», «Природно-климатические зоны Земли», «Части тела», «Школьные принадлежности», «У нас в школе», «Игрушки», «Транспорт», «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Народы мира», «Хлеб - всему голова», «Осень. Зима».

? Дидактические карточки: «Птицы наших лесов», «Времена года», «Насекомые», «Морские животные», «Животные наших лесов», «Фрукты», «Овощи», «Мебель», «Электробытовые приборы», «Средства передвижения», «Как устроен человек», «Посуда».

 

 

Образовательные программы, технологии, методики, методические

 и учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области

«Речевое развитие»

 

Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2019 г

? Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: «Мозаика – Синтез», 2015.

? Гербова В.В. Занятия по развитию речи. Средняя группа. М.: «Мозаика-Синтез», 2015.

? Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. М.: Центр педагогического образования, 2015.

? Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома. 4-5 лет. М.: издательство Оникс, 2006.

Дополнительная методическая литература

? Ушакова О.С. Скажи по - другому. Речевые игры, упражнения. Самара - 1994.

? Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера, 2004.

? Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

? Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: «Мозаика-Синтез», 1999.

? Бондаренко А.К. Словесные игра в детском саду. М., Просвещение, 1977.

? Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.

? Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир, 1995.

? Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2007.

? Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.

Методические и учебно-наглядные пособия и материалы

? Портреты детских писателей: Чарушин Е.И., Маршак С.Я., Есенин С.А., Бианки В.В., Носов Н.Н., Барто А.Л., Михалков С.В., Гайдар А.П., Пушкин А.С.

? Библиотека детских книг.

? Наглядно-дидактические пособия: «Развитие речи в детском саду. 3-4 лет», «Развитие речи в детском саду. 4-6 лет», «Осень. Для обогащения детского лексикона», «Зима. Для обогащения детского лексикона».

? Учебные наглядные пособия: «Развитие речи 4-6 лет

? Демонстрационный материал: «Развитие речи детей 4-5 лет. Осень-зима», «Антонимы: иллюстрации. Выпуск 2», «Времена года. Для обогащения детского лексикона», «Развитие речи в картинках: живая природа».

? Опорные картинки для пересказа текстов: выпуски 1-4.

 

Образовательные программы, технологии, методики, методические и

учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

 

Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2019 г

? Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. М., 2008.

? Комарова Т.С. Изобразительная  деятельность в детском саду. Средняя группа. М.: «МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.

? Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

? Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2006.

? Зацепина М.Б. Праздники и развлечения в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 20005.

? Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

? Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.1981.

? Радынова О.П. Слушаем музыку. – М., Просвещение, 1990.

Цветные ладошки.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. И.А.Лыкова. Издательский дом «Карапуз», 2008.

? Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.

? Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2006.

? Казакова Р.Г. Рисование  с детьми дошкольного возраста. НТ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

? Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2005.

? Петрова И.М. Волшебные полоски, ручной труд для самых маленьких. СПб.: «Детство пресс»; 2000.

? Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя группа. Ярославль: академия развития, 2006.

? Зимина М. Учимся лепить и рисовать. СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997.

? Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. – Ярославль, «Академия развития», 1998.

? Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль, «Академия развития», 2005.

Методические и учебно-наглядные пособия и материалы

? Альбомы по декоративно-прикладному искусству: дымковская игрушка, хохлома, городецкая роспись, гжель.

? Наглядно-дидактические пособия по народно-прикладному искусству: филимоновская народная игрушка, Каргополь – народная игрушка – изделия народных мастеров.

? Учебно-наглядные пособия: «Четыре времени года. Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании пейзажной живописи», «Мир музыкальных образов.

? Демонстрационный материал: «Музыкальные инструменты»

? Предметы декоративно-прикладного искусства;

? Репродукции картин известных художников: Саврасов А.К., Репин И.Е., Васнецов В.М., Левитан И.И., Шишкин И.И.

? Наборы конструкторов «ЛЕГО».

 

 

Образовательные программы, технологии, методики, методические и

учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области

«Физическое развитие»

 

Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения 

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное / Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2019 г

? Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. М., 2008.

? Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. М.: «МОЗАИКА - СИНТЕЗ», 2015.

? Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – м.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Дополнительная методическая литература

? Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М., 2009.

? Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

? Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.: ТЦ Сфера, 2005.

? Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.

? Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.

? Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения дошкольника. – М., Просвещение, 1992.

? Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986.

Методические и учебно-наглядные пособия и материалы

? Демонстрационный материал: «Части тела», «Зимние виды спорта», «Тело человека».

? Учебно-дидактический материал: «Полезные советы от Зубной Феи», «Пирамида здоровья».

? Дидактические карточки: «Как устроен человек», «Спорт», «Азбука здоровья».

? Игровой дидактический материал: «Малыши-крепыши», «Валеология или здоровый малыш».

 

4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

 

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние. 

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

На сегодняшний день в ДОУ  осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

- с семьями воспитанников:

- с  будущими родителями.

Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО являются:

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Эта деятельность дополняет, поддерживает и тактично направляет воспитательные действия родителей (законных представителей) воспитанников.

Достижение этих целей осуществляться через решение основных задач:

1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,  психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников для решения образовательных задач;

5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

При построении взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживаемся следующих принципов:

- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;

- открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;

- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;

- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;

- возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

Деятельность педагогического коллектива по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:

Направления работы

Содержание

Формы участия

Диагностико-аналитическое

- анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;

- анализ данных об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);

- планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;

- согласование воспитательных задач

- анкетирование;

-  опросы;

- социологические срезы;

- «Родительская почта»;

педагогические беседы с родителями (законными представителями);

- посещение семей на дому (по согласованию);

- День открытых дверей;

- открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Просветительское

- просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей всех  возрастов;

- выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;

- ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;

- информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;

- информирование об условиях пребывания ребёнка в группе ДОО;

- информирование о содержании и методах образовательной работы с детьми

- информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки;

- сайт ДОО и социальные группы в сети Интернет;

- родительские собрания;

- фото, видео- презентация деятельности ДОУ;

- консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;

- совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги,

- совместные экскурсии, походы;

- выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей;

- мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности;

Консультационное

консультирование родителей (законных представителей):

- по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;

- особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;

- возникающих проблемных ситуациях; - способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.

- индивидуальные, подгрупповые, групповые консультации

Управление ДОУ

- совместная работа родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области образовании;

- обсуждение основных направлений развития ДОУ;

- координация действий родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников

- участие в работе попечительского совета,

- участие в работе Совета родителей;

- участие в работе групповых родительских комитетов;

- участие в педагогических советах

 

Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка. Реализация данной темы осуществляется в процессе следующих направлений просветительской деятельности:

- информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;

- своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;

- информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;

- знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;

- информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое).

Педагоги активно используют воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.

Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.

Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет педагогам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.

Программой предусмотрено создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, для этого предоставляются различные возможности:

- участвовать в разработке концепции, стратегии развития образовательной организации, в планировании  деятельности, разработке и реализации проектов;

- высказывать свое мнение о результатах реализации программы, использования в работе с детьми материалов и пособий, обсудить прошедшие или намечаемые события и т.п.;

- пообщаться с педагогами по поводу того, что вызывает беспокойство в отношении ребенка, решить проблемные ситуации,

- обсудить прогресс и достижения ребенка, возникающие у него трудности;

- участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий с детьми в группе, образовательного учреждения;

- получать информацию о повседневных событиях и изменениях в физическом и эмоциональном состоянии ребенка;

- выполнять функции экспертов в отношении собственных детей, и активно участвовать в их образовании и развитии;

- обмениваться мнениями в социальных сетях по поводу деятельности образовательной организации, вносить предложения по улучшению.

 

Социальный паспорт семей воспитанников

 

Количественные наименования

Кол-во

В %

1

Всего семей

21

100%

2

Всего родителей

40

95,2%

3

Количество детей в семьях:

- с одним ребенком

- с двумя детьми

- с тремя детьми

- более трех детей

 

7

10

3

1

 

33,3%

47,6%

14,3%

4,8%

4

Состав семьи:

- полная

- неполная

- разрушенная

- неблагополучная

 

19

2

-

-

 

90,5%

9,5%

-

-

5

Условия проживания:

- собственное жилье

- арендуемое жилье

- проживают с родителями

 

19

2

-

 

90,5%

9,5%

-

6

Социальное положение родителей:

- служащие

- рабочие

- инженерно-технические работники

- медицинские работники

- педагоги

- работники культуры

- работники торговли и обслуживания

- предприниматели

- безработные

 

2

9

4

5

5

-

7

5

4

 

5%

22,5%

10%

12,5%

12,5%

-

17,5%

12,5%

10%

7

Образование родителей:

- среднее

- среднее специальное

- высшее

 

5

18

17

 

15%

45%

42,5%

8

Социальная обеспеченность:

- высокообеспеченные

- среднеобеспеченные

- малоимущие

 

-

14

2

 

-

90,5%

9,5

  

Участие родителей в образовательном процессе группы и ДОУ

Формы сотрудничества

Количество

%

Проектная деятельность

7

33,3%

Участие в выставках

13

61,9%

Участие в конкурсах разного уровня

5

23,81%

Участие в спортивных мероприятиях

5

23,81%

Участие в акциях разного уровня

10

47,62%

Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы

10

47,52%

Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды участка

8

38,1%

Участие в государственно-общественном управлении

2

9,5%

 

Оценка активности родителей в образовательном процессе группы и ДОУ

Показатели

Количество

%

Активные родители

17

81%

Родители выполняют разовые поручения

8

38,1%

Родители не активны, тяжело включаются

3

14,3%

Дата последнего обновления страницы 25.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения