Старшая группа №8

"Капельки"

     МАДОУ №2 городского округа Сухой Лог  

   

Краткая презентация рабочей программы

для детей 6 года жизни.

 

  

1.  Характеристика возрастных особенностей развития детей 6 г. ж.,

 характеристика контингента воспитанников группы

 

Всего в группе 19 детей, из них девочек – 6, мальчиков – 13.

К шести годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

 

Сфера развития детей, виды деятельности

Особенности развития контингента детей

Возрастные особенности детей 5-го года жизни

Индивидуальные особенности контингента детей 5-го года жизни

Социально-коммуникативное развитие;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети начинают распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

При распределении ролей могут возникнуть конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».

Действия детей становятся разнообразными.

Проявляются дружеские взаимоотношения между детьми, внимательное отношение к девочкам, умения оценивать свои поступки и поступки других людей.

Выполняют посильные трудовые поручения, чистят зубы, умываются по мере загрязнения.

Игра:

- сюжетно-ролевая – 65%

- театрализованная – 65%

- подвижная – 88%

- дидактическая –75%

- настольно-печатная – 71%

Общение:

- коммуникативные навыки – 88%

- соблюдение правил этикета – 88%

- соблюдение моральных норм – 88%

Труд:

- самообслуживание – 100%

- хозяйственно-бытовой – 65%

- труд в природе – 65 %

- отношение к труду – 65%

КБЖ:

- собственная безопасность - 88 %

- пожарная безопасность – 88%

- дорожная безопасность – 88 %

- экологическое сознание – 75%

Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжает развиваться образное  мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие.

Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре.

Совершенствуется словесно-логическое мышление.

Воображение детей развивается активно лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Совершенствуются восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Однако дети  могут  испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов..

 ФЭМП:

- количество и счет – 88%

- величина – 83%

- форма – 83%

- ориентировка в пространстве – 75%

- ориентировка во времени – 65%

Ознакомление с окружающим миром:

- предметное окружение – 83%

- социальное окружение – 83%

- природное окружение – 83%

Конструирование:

- из строительного материала – 71%

Психические процессы:

- внимание – 83%

- память – 83%

- мышление – 75%

- воображение – 50%

- мелкая моторика – 75%

- усидчивость – 65%

 

Речевое развитие

 

 

 

 

 

 

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети правильно воспроизводят шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи, используются практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Коммуникация:

- свободное общение со взрослыми и детьми – 100%

- словарь – 88%

- связная речь – 83%

- звуковая культура речи – 53%

- грамматический строй речи – 53%

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительная деятельность детей развивается активно. Дети создают изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений). Рисунки отличаются оригинальностью композиционного решения. По рисунку можно судить с половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

В лепке создают сюжетные композиции, передают пропорции, позы и движения фигур.

В аппликации изображают предметы и создают несложные сюжетные композиции, используя разные приемы вырезания, а также обрывание.

В этом возрасте дети конструируют из бумаги, складывая её в несколько раз (до 6-ти сгибаний); из природного материала.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность.

Дети начинают различать жанры музыкальных произведений, высокие и низкие звуки, двигаются ритмично в соответствии с различным характером и динамикой музыки.

 Продуктивная деятельность:

- рисование – 75%

- лепка – 75%

- аппликация – 75%

Музыкальное воспитание:

- слушание – 100%

- пение – 83%

- песенное творчество – 71%

- музыкально-ритмические движения – 83%

- танцевально-игровое творчество – 83%

- игра на детских музыкальных инструментах – 88%

Физическое развитие

На этом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется   выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении ОРУ. Дети лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Дети  начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. В результате успешно осваиваются  прыжки в длину и в высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание. Движения детей становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Оценка движений приобретает конкретность, объективность; появляется самооценка. Дети начинают понимать красоту, грациозность движений. Они почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений для освоения движений. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно.

Статистические данные:

- группа здоровья

1 – 2 ребенка (10,5%)

2 – 9 детей (47,4%)

3 – 8 ребенка (42,1%)

- часто болеющие – 4 (21%)

- соблюдать зрительный режим  – 4 (21%)%

- наблюдение у невролога – 2 (10,5%)

- наблюдение ЛОР – 1 (5%)

- наблюдение уролога – 1 (5%)

- наблюдение иммунолога – 1 (5%)

- наблюдение нефролога – 1 (5%)

- наблюдение фтизиатора-1 (5%)

- наблюдение артопеда – 2 (10,5%)

- наблюдение гастроэнтеролога -1 (5%)

Физическое развитие:

1 группа – 18 детей (95%);

2 группа – 1 ребенок (5%)

3 группа – 0

4 группа – 0

 

Диагностические данные:

- сформированность двигательных умений и навыков по возрасту

ходьба – 100%

бег – 83%

ползанье, лазанье –100%

упражнения в равновесии – 78%

прыжки – 77%

катание, бросание, ловля, метание –53%

ЗОЖ

Внешний вид – 100%

Мытье рук по мере загрязнения -88%

Пользование предметами личной гигиены – 88%

Навыки приема пищи – 88%

 

 

 

2. Характеристика индивидуальных особенностей воспитанников группы

 

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ООП

 

В группе есть:

- 5 частоболеющих детей, с такими детьми будет систематически проводиться индивидуальная работа по освоению образовательной программы;

- 2 леворуких ребенка, что мешает на занятиях в продуктивной деятельности (аппликации, лепке), для них приобретины специальные ножницы и расссадка детей на занятие ведется с соблюдением их физическому развитию;

- 8 детей с предпосылками одаренности, работа будет проводиться через перспективный план по программе «Обучалка».

Категория типов нарушенного развития

Часто болеющие дети (ЧБД)

Часто болеющие дети, это дети преимущественно дошкольного возраста, которые болеют различными респираторно-вирусными заболеваниями более четырёх раз в году.

Особенности развития ребенка, препятствующие освоению образовательной программы

Часто болеющих детей относят к группе риска на основании случаев заболеваемости острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ):

·       дети до года - четыре и более заболеваний в год;

·       от года до трёх лет – восемь и более заболеваний в год;

·       от четырёх до пяти лет – четыре-шесть и более заболеваний в год;

·       старше пяти лет –  четыре-шесть и более заболеваний в год.

В таких случаях врачи указывают на снижение у ребёнка иммунитета, формирования у него хронических воспалительных очагов, и как следствие это приводит к нарушениям физического и нервно-психического развития дошкольников.

Принято считать, часто болеющих детей специфическим возрастным феноменом.

Формы, методы, приемы

работы с детьми

Рациональный оздоровительный режим с применением  оздоровительных методик:

·     дыхательная гимнастика, общеукрепляющая зарядка с элементами  ЛФК;

·      закаливание, витаминизация;

·     пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж (лицевой, ладонный, аурикулярный, волосистой части головы, плантарный и другие);

·     психогимнастика;

·     логоритмика;

·     озонирование внутренних помещений (люстра Чижевского), проветривание, кварцевание;

устранение аллергоисточников (организация индивидуального питания, исключение пухоперовых и шерстяных одеял, подушек, ковров).

Организация развивающей

предметно-пространственной

среды

Наличие в групповом помещении уголка здоровья, массажных дорожек с различными раздражителями, су-джок, люстры Чижевского, лампы для кварцевания, оборудования для проведения закаливающий процедур.

Рекомендуется наличие в ДОУ лекотеки, организация «гостевых групп», групп кратковременного пребывания «Особый ребёнок» (с разумным дозированием времени пребывания).

Специфика планируемого  результата

·       определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих;

·       называет и показывает, что именно болит (какая часть тела, орган);

·       различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их, выбирает одежду и обувь соответствующие погоде, состоянию своего здоровья;

·       владеет культурно-гигиеническими навыками, в том числе при работе за столом или с книгой, с рисунком, поделкой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, контроль своей осанки), самостоятельно выполняет гигиенические процедуры и правила здорового образа жизни.

Категория типов нарушенного развития

Леворукие дети

Леворукость – это предпочтение и активное пользование левой рукой. Леворукость может быть временным признаком, часто её смешивают с истинным левшеством, при котором у человека наблюдаются совершенно иное распределение функций между полушариями мозга.

Особенности развития ребенка, препятствующие освоению образовательной программы

Для леворуких детей характерно проявление следующих характеристик:

·       сниженная способность зрительно-двигательной координации (дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения, с трудом удерживают строчку на письме, часто впоследствии имеют плохой почерк, медленный темп письма);

·       недостатки пространственного восприятия зрительной памяти (ошибки при расположении предметов в пространстве, зеркальное расположение графических элементов);

·       слабость внимания (трудности переключения и концентрации внимания), повышенная утомляемость и как следствие – сниженная работоспособность;

·       дети склонны к робости, неуверенности, подвержены страхам, быстрой смене настроения, при этом они более эмоциональны, чем их сверстники;

·       речевые нарушения (ошибки звукобуквенного анализа, замедленный темп овладения чтением).

Важно помнить о том, что леворукость – это индивидуальный вариант нормы.

Формы, методы, приемы

работы с детьми

Работа с леворукими детьми должна выстраиваться с учётом двух аспектов:

·      общеукрепляющие действия, направленные на полноценное развитие мозга – регулярная двигательная активность, закаливание (стимулирование развития мышц усиливает мозговую активность);

·      целенаправленные мероприятия по освоению конкретного навыка.

Важными условиями становятся положительное отношение к леворукости и правильная организация рабочего мета (источник света находится справа, расположение листа бумаги, тетради). Рекомендуется развитие пространственного мышления, зрительно-моторной координации, соматогнозиса, предупреждение переутомления,  развитие  эмоционального интеллекта.

·       В работе эффективны имитационные развивающие игры, психогимнастика (выражение своего эмоционального состояния в рисунке, в движении), ауторелаксация.

Организация развивающей

предметно-пространственной

среды

·       Составляющей развивающей предметно-пространственной среды, в которой воспитывается леворукий ребёнок должны стать пособия для формирования:

·       пространственных ориентировок и сенсомоторных процессов: геометрические фигуры, кубики, карточки, конструктор («LEGO» и другие), «Волшебные мешочки» (с предметами различной формы, размера и цвета – пуговицы, ракушки, мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов» и так далее), модели, схемы, обводки, трафареты, контуры, мячи;

·       эмоциональной сферы: дидактические, сюжетно-ролевые игры,   «Уголок уединения» и так далее.

Специфика планируемого  результата

 

·       У детей на достаточном уровне сформированы зрительно-моторные координации, зрительное восприятие память;

·       правильно сидеть, держать карандаш и ручку, дифференцировать строчку, уверенно выполнять различные графические элементы;

·       у детей сформировано положительное отношение к графическим упражнениям, письму, к учебной деятельности в целом;
на фоне общей нормализации  эмоционального состояния, дети могут трансформировать полученные навыки саморегуляции в личный опыт.

Категория типов нарушенного развития

Одаренные дети

Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей.

Особенности развития ребенка, препятствующие освоению образовательной программы

Одарённые дети, демонстрируя выдающиеся способности в какой-либо одной области, иногда могут ничем не отличаться во всех отношениях от своих сверстников.

Одарённость, как правило, охватывает довольно широкий спектр индивидуально-психологических особенностей:

·         в познавательной деятельности – повышенная любознательность, активная исследовательская деятельность окружающего мира, установление причинно-следственных связей. Для таких детей характерна быстрая передача нейронной информации на фоне повышенной биохимической и электрической активности мозга. Такие дети имеют отличную память, умение пользоваться накопленными знаниями, высокие способности к классификации;

·         раннее речевое развитие обуславливает у одарённых детей абстрактное мышление, умение строить сложные синтаксические конструкции, ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари, энциклопедии, имеют яркое воображение, высокоразвитую фантазию;

·         в сфере психосоциального развития одарённым детям свойственно рано сформировавшееся чувство справедливости, установление высоких требований к себе и окружающим, хорошее чувство юмора, иронии;

·         в области физических данных для одарённых детей характерен очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна, особенно дневного.

Выделяют виды детской одарённости:

·       художественная одарённость;

·       общая  интеллектуальная и академическая одарённость;

·       творческая одарённость;

·       социальная одарённость.

Формы, методы, приемы

работы с детьми

Основная стратегия в работе с одарёнными детьми строится с позиций развития их внутреннего деятельностного потенциала, поддержки потребностей в исследовательской  и поисковой активности,  грамотном сочетании   принципов ускорения, углубления, обогащения и проблематизации.

Наиболее эффективными являются методы работы:

·       исследовательский;

·       частично-поисковый;

·       проблемный;

·       проективный.

Оптимальными являются следующие формы работы – творческие задания, разноуровневые  задания, словесные игры и забавы, ребусы, кроссворды, изографы, своеобразные научно-исследовательские проекты, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы, викторины, ролевые игры, индивидуальные творческие задания.

Эффективно использование ИКТ.

Организация развивающей

предметно-пространственной

среды

ППС должна обеспечивать самую разнообразную деятельность одарённого ребёнка и отвечать следующим параметрам:

·         иметь высокую степень неопределённости, стимулирующей поиск собственных ориентиров и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты;

·         обогащать предметно-информационную среду  материальными и информационными ресурсами, обеспечивать доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность их любого использования;

·         активизировать трансформационные возможности;

·         обеспечивать гибкость в использовании времени, средств и материалов, с предоставлением возможности самостоятельно ставить задачи, выбирать время, последовательность, способы её решения;

·         сочетать индивидуальную игровую и исследовательскую деятельность с её коллективными формами.

Специфика планируемого результата

·               экспериментирует с предметами и их свойствами, новыми материалами, преобразовывает их;

·              использует формы умственного и социального экспериментирования (при решении проблемных ситуаций, анализе литературных произведений, сопоставлении собственных высказываний, событий социума и так далее);

·              использует обобщённые способы анализа условий задачи и их соотнесение с конечной целью;

·       проявляет творчество в поиске оригинальных решений.

 

В группе 19 детей: 6 девочек, 13 мальчиков. Уровень развития детей соответствует возрасту и их психофизическому развитию. По итогам мониторинга на конец средней группы, 3 ребенка осваивают программный материал на высоком уровне (Тимофей, Елисей, Марк), еще 5 детей на высоком уровне осваивают программный материал в отдельных образовательных областях (Ярослав Б., София, Ева, Илья, Варвара.).

По результатам прохождения логопедической комиссии с 8 детьми будет проводить индивидуальные занятия учитель-логопед.

Таким образом, в программе предусматриваются условия и средства для образовательной деятельности с учетом выявленных особенностей и потребностей:

- включать в комплексы утренней, оздоровительной гимнастик после сна упражнения на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, укрепления зрения;

- использовать игровые упражнения, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, способствующие развитию речи детей;

- расширить спектр дидактических игр, направленных на развитие ориентировки в пространстве, ориентировки во времени;

- использовать специальные игровые упражнения, направленные на формирование психических процессов - усидчивости и внимания;

- для развития интереса к изобразительной деятельности, повышения активности в художественном творчестве проводить индивидуальную работу с детьми, привлекать к участию в выставках, конкурсах детского творчества;

- активнее вовлекать детей в игры с разными видами конструкторов для развития конструктивных способностей, воображения.

 

Приоритетными направлениями деятельности ДОУ на 2024-2025 учебный год являются:

- ОО «Познавательное развитие» - развитие познавательных способностей и элементов логического мышления;

- ОО «Речевое развитие» - развитие творческих и речевых способностей детей;

- ОО « Художественно – эстетическое развитие» – развитие творческих способностей и воображения;

- ОО «Физическое развитие» - спортивно-оздоровительное.

 

В группе данные направления работы будут реализованы:

- общеинтеллектуальное развитие через использование дидактических игр и упражнений в рабочих тетрадях Е. Колесниковой.

- речевое развитие через чтение художественной литературы с последующим обсуждением (перспективный план «Школа юного книголюба»)

- развитие творческих способностей и воображения будет реализовываться через перспективный план "Умелые ручки".

- физическое развитие через систему работы, направленную на оздоровление и развитие физической активности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей, и перспективный план «Юный турист» с привлечением родителей с детьми для совместных пеших прогулок и походов.

 

3. Образовательные программы, технологии, методики, методические,

учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

  

Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения

От рождения до школы. Инновационная программа программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.

? Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2006.

? Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

? Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

? Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М., 2007.

? Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2006.

? Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

? Комарова Т.С., Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2005.

? Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М.,2005.

? Буре. Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М: «Мозаика-синтез», 2012.

? Н.М. Метенова Уроки вежливости - Ярославль ЯрПК, 2000.

? Н.М. Метенова Доброе утро, малыши! - Ярославль ЯрПК, 2000.

? Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем? Играем! М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

? Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра – как праздник! (Сценарии тематических игровых недель в ДОУ.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

? Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005

? Деркунская В.А., Харчевникова А.Н.. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет М.: Центр педагогического образования, 2012.

? Т.А. Шорыгина Беседы о хорошем и плохом поведении – М.: ТЦ Сфера, 2011.

? Л.М. Шипицина Азбука общения (для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2001.

? З.А. Ефанова Что такое «хорошо»? Что такое «плохо»? – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010

? Р.А. Жукова Трудовое воспитание – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

Методические и учебно-наглядные пособия и материалы

? Серия картин «Кем быть?: космонавты, птичница, закройщик, парикмахер, шофер, врач, лётчики, маляр, почтальон, продавец, повар.

? Серия демонстрационных картин: «Кем быть?».

? Наглядно-дидактические пособия – рассказы по картинкам: «Профессии», «Кем быть?», «Защитники Отечества», «День Победы», «Космос».

? Демонстрационный материал: «Российская геральдика и государственные праздники», «Права ребенка», «Не играй с огнем», «Моя семья», «Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Космос».

? Дидактические карточки: «Эмоции», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения»,

«Правила противопожарной безопасности», «Безопасность в доме».

 

  Образовательные программы, технологии, методики, методические

и учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области

«Познавательное развитие»

 

Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения

От рождения до школы. Инновационная программа программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.

? Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа. М: «Мозаика-синтез», 2015.

? Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: «Мозаика – Синтез», 2008.

? Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М: «Мозаика-Синтез», 2015.

? Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М. 2007.

? Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.

? Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты для дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2004.

? Дыбина О.В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов – М.: ТЦ Сфера, 1999

? Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Организация поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2005

? Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.2004.

?Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: «Мозаика-Синтез», 2015.

? В.Абрамова.,И.Ф.Слепцова «Социально –коммуникативное развитие дошкольников» -Мозайка - Синтез,2020.

? Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., «Просвещение», 2001

?Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. М.: АРКТИ, 2003

? Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты  детском саду. – М., 2004.

? Гризик Т.И. Ребёнок познаёт мир.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.

? Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

? Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. – М.: Просвещение, 1991.

? Шорыгина Т.А. Моя семья

? Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2003.

? Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000.

? Шорыгина Т.А.Домашние животные. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2002.

? Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? – М.: «Издательство Гном и Д, 2000.

? Шорыгина Т.А. Ягоды. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 20003.

? Шорыгина Т.А.Цветы. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2002.

? Шорыгина Т.А.Профессии. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2005.

? Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2003.

? Шорыгина Т.А.Грибы. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

? Шорыгина Т.А.Насекомые. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.

? Шорыгина Т.А.Овощи. Какие они? – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

? Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?– М.: «Издательство Гном и Д», 2001.

? Шорыгина Т.А. Беседы о домашних и декоративных птицах - М.: ТЦ Сфера, 2008

? Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей  - Ярославль: «Академия развития», 1996.

? Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей  - Ярославль: «Академия развития», 1997.

?Волина В.В. Загадки от А до Я. – С.–Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.

Методические и учебно-наглядные пособия и материалы

? Серия картин «Домашние животные»: собака со щенятами, кошка с котятами, свинья с поросятами, коза с козлятами, корова с телёнком, лошадь с жеребёнком, овцы с ягнятами, ослы, верблюды, северные олени, кролики, куры, утки.

? Серия картин «Дикие животные»: обезьяны, тигры, слоны, львы, белые медведи, бурые медведи, зайцы,  белки, волки, лисица с лисятами, лоси, ежи.

? Серия демонстрационных картин: «Наш детский сад», «Круглый год».

? Наглядно-дидактические пособия – рассказы по картинкам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Родная природа», «Времена года», «Животные жарких стран», «Ягоды садовые»,

«Ягоды лесные», «Птицы средней полосы», «Цветы», «Животные – домашние питомцы»,

«Посуда», «Бытовая техника», «Хлеб».

? Наглядно-методические пособия: «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор»

? Демонстрационный материал: «Расскажи про детский сад», «Звери средней полосы», «Природные явления и объекты», «Зимующие и кочующие птицы», «Обитатели морей и океанов», «Овощи», «Насекомые», «Кустарники декоративные и плодовые», «Грибы», «Птицы, обитающие на территории нашей страны», «Насекомые», «Природно-климатические зоны Земли», «Части тела», «Школьные принадлежности», «У нас в школе», «Игрушки», «Транспорт», «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Народы мира», «Хлеб - всему голова», «Осень. Зима».

? Дидактические карточки: «Птицы наших лесов», «Времена года», «Насекомые», «Морские животные», «Животные наших лесов», «Фрукты», «Овощи», «Мебель», «Электробытовые приборы», «Средства передвижения», «Как устроен человек», «Посуда».

   

Образовательные программы, технологии, методики, методические

 и учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области

«Речевое развитие»

 

Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения

От рождения до школы. Инновационная программа программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.

? Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: «Мозаика – Синтез», 2015.

? Гербова В.В. Занятия по развитию речи. Средняя группа. М.: «Мозаика-Синтез», 2015.

? Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. М.: Центр педагогического образования, 2015.

? Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома. 4-5 лет. М.: издательство Оникс, 2006.

Дополнительная методическая литература

? Ушакова О.С. Скажи по - другому. Речевые игры, упражнения. Самара - 1994.

? Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера, 2004.

? Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

? Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: «Мозаика-Синтез», 1999.

? Бондаренко А.К. Словесные игра в детском саду. М., Просвещение, 1977.

? Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.

? Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир, 1995.

? Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2007.

? Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.

Методические и учебно-наглядные пособия и материалы

? Портреты детских писателей: Чарушин Е.И., Маршак С.Я., Есенин С.А., Бианки В.В., Носов Н.Н., Барто А.Л., Михалков С.В., Гайдар А.П., Пушкин А.С.

? Библиотека детских книг.

? Наглядно-дидактические пособия: «Развитие речи в детском саду. 3-4 лет», «Развитие речи в детском саду. 4-6 лет», «Осень. Для обогащения детского лексикона», «Зима. Для обогащения детского лексикона».

? Учебные наглядные пособия: «Развитие речи 4-6 лет

? Демонстрационный материал: «Развитие речи детей 4-5 лет. Осень-зима», «Антонимы: иллюстрации. Выпуск 2», «Времена года. Для обогащения детского лексикона», «Развитие речи в картинках: живая природа».

? Опорные картинки для пересказа текстов: выпуски 1-4.

 

 

Образовательные программы, технологии, методики, методические и

учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

 

Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения

От рождения до школы. Инновационная программа программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.

? Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. М., 2008.

? Комарова Т.С. Изобразительная  деятельность в детском саду. Средняя группа. М.: «МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.

? Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

? Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 2006.

? Зацепина М.Б. Праздники и развлечения в детском саду. М: «Мозаика-синтез», 20005.

? Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

? Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.1981.

? Радынова О.П. Слушаем музыку. – М., Просвещение, 1990.

Цветные ладошки.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. И.А.Лыкова. Издательский дом «Карапуз», 2008.

? Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.

? Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2006.

? Казакова Р.Г. Рисование  с детьми дошкольного возраста. НТ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

? Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2005.

? Петрова И.М. Волшебные полоски, ручной труд для самых маленьких. СПб.: «Детство пресс»; 2000.

? Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя группа. Ярославль: академия развития, 2006.

? Зимина М. Учимся лепить и рисовать. СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997.

? Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. – Ярославль, «Академия развития», 1998.

? Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль, «Академия развития», 2005.

Методические и учебно-наглядные пособия и материалы

? Альбомы по декоративно-прикладному искусству: дымковская игрушка, хохлома, городецкая роспись, гжель.

? Наглядно-дидактические пособия по народно-прикладному искусству: филимоновская народная игрушка, Каргополь – народная игрушка – изделия народных мастеров.

? Учебно-наглядные пособия: «Четыре времени года. Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании пейзажной живописи», «Мир музыкальных образов.

? Демонстрационный материал: «Музыкальные инструменты»

? Предметы декоративно-прикладного искусства;

? Репродукции картин известных художников: Саврасов А.К., Репин И.Е., Васнецов В.М., Левитан И.И., Шишкин И.И.

? Наборы конструкторов «ЛЕГО».

   

Образовательные программы, технологии, методики, методические и

учебно-наглядные пособия и материалы по образовательной области

«Физическое развитие»

    

Наличие полного комплекта программно-методического обеспечения 

От рождения до школы. Инновационная программа программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.

? Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. М., 2008.

? Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. М.: «МОЗАИКА - СИНТЕЗ», 2015.

? Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – м.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Дополнительная методическая литература

? Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М., 2009.

? Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

? Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.: ТЦ Сфера, 2005.

? Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.

? Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.

? Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения дошкольника. – М., Просвещение, 1992.

? Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986.

Методические и учебно-наглядные пособия и материалы

? Демонстрационный материал: «Части тела», «Зимние виды спорта», «Тело человека».

? Учебно-дидактический материал: «Полезные советы от Зубной Феи», «Пирамида здоровья».

? Дидактические карточки: «Как устроен человек», «Спорт», «Азбука здоровья».

? Игровой дидактический материал: «Малыши-крепыши», «Валеология или здоровый малыш».

 

4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

 

В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние. 

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

- с семьями воспитанников:

- с  будущими родителями.

Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО являются:

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Эта деятельность дополняет, поддерживает и тактично направляет воспитательные действия родителей (законных представителей) воспитанников.

Достижение этих целей осуществляться через решение основных задач:

1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников для решения образовательных задач;

5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

При построении взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживаемся следующих принципов:

- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;

- открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;

- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;

- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;

- возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

Деятельность педагогического коллектива по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:

Направления работы

Содержание

Формы участия

Диагностико-аналитическое

- анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;

- анализ данных об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);

- планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;

- согласование воспитательных задач

- анкетирование;

-  опросы;

- социологические срезы;

- «Родительская почта»;

педагогические беседы с родителями (законными представителями);

- посещение семей на дому (по согласованию);

- День открытых дверей;

- открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Просветительское

- просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей всех  возрастов;

- выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;

- ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;

- информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;

- информирование об условиях пребывания ребёнка в группе ДОО;

- информирование о содержании и методах образовательной работы с детьми

- информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки;

- сайт ДОО и социальные группы в сети Интернет;

- родительские собрания;

- фото, видео- презентация деятельности ДОУ;

- консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;

- совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги,

- совместные экскурсии, походы;

- выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей;

- мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности;

Консультационное

консультирование родителей (законных представителей):

- по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;

- особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;

- возникающих проблемных ситуациях; - способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.

- индивидуальные, подгрупповые, групповые консультации

Управление ДОУ

- совместная работа родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области образовании;

- обсуждение основных направлений развития ДОУ;

- координация действий родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников

- участие в работе попечительского совета,

- участие в работе Совета родителей;

- участие в работе групповых родительских комитетов;

- участие в педагогических советах

 

Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка. Реализация данной темы осуществляется в процессе следующих направлений просветительской деятельности:

- информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;

- своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;

- информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;

- знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;

- информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое).

Педагоги активно используют воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.

Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.

Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет педагогам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.

Программой предусмотрено создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, для этого предоставляются различные возможности:

- участвовать в разработке концепции, стратегии развития образовательной организации, в планировании  деятельности, разработке и реализации проектов;

- высказывать свое мнение о результатах реализации программы, использования в работе с детьми материалов и пособий, обсудить прошедшие или намечаемые события и т.п.;

- пообщаться с педагогами по поводу того, что вызывает беспокойство в отношении ребенка, решить проблемные ситуации,

- обсудить прогресс и достижения ребенка, возникающие у него трудности;

- участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий с детьми в группе, образовательного учреждения;

- получать информацию о повседневных событиях и изменениях в физическом и эмоциональном состоянии ребенка;

- выполнять функции экспертов в отношении собственных детей, и активно участвовать в их образовании и развитии;

- обмениваться мнениями в социальных сетях по поводу деятельности образовательной организации, вносить предложения по улучшению.

 

Социальный паспорт семей воспитанников

 

Количественные наименования

Кол-во

В %

1

Всего семей

19

100%

2

Всего родителей

35

92%

3

Количество детей в семьях:

- с одним ребенком

- с двумя детьми

- с тремя детьми

- более трех детей

 

6

7

5

1

 

31,6%

36,8%

26,3%

5,3%

4

Состав семьи:

- полная

- неполная

- разрушенная

- неблагополучная

 

14

3

2

-

 

74%

16%

10%

-

5

Условия проживания:

- собственное жилье

- арендуемое жилье

- проживают с родителями

 

17

2

-

 

89,5%

10,5%

-

6

Социальное положение родителей:

- служащие

- рабочие

- инженерно-технические работники

- медицинские работники

- педагоги

- работники культуры

- работники торговли и обслуживания

- предприниматели

- безработные

 

4

10

3

6

4

-

2

4

2

 

11,4%

28,6%

8,6%

17,1%

11,4%

-

5,7%%

11,4%

5,7%

7

Образование родителей:

- среднее

- среднее специальное

- высшее

 

3

17

15

 

8,6%

48,6%

42,8%

8

Социальная обеспеченность:

- высокообеспеченные

- среднеобеспеченные

- малоимущие

 

 

18

1

 

 

94,7%

5,3%

    

Участие родителей в образовательном процессе группы и ДОУ 

Формы сотрудничества

Количество

%

Проектная деятельность

7

35%

Участие в выставках

13

65%

Участие в конкурсах разного уровня

11

55%

Участие в спортивных мероприятиях

-

-

Участие родителей в исполнении ролей на праздниках

-

-

Участие в акциях разного уровня

19

100%

Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы

15

75%

Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды участка

15

75%

Участие в государственно-общественном управлении

2

6%

 

Оценка активности родителей в образовательном процессе группы и ДОУ

Показатели

Количество

%

Активные родители

19

100%

Родители выполняют разовые поручения

11

31%

Родители не активны, тяжело включаются

8

23%

Дата последнего обновления страницы 16.12.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения